Творчество монахинь было менее индивидуальным

Творчество монахинь было менее индивидуальнымВ монастырях писали бесчисленные жития святых (так, огромное количество житий сохранилось на юге Германии). Одни повествуют о жизни отдельных личностей, другие собирают по группам краткие истории святых, пытаясь охарактеризовать духовную жизнь какого-либо монастыря. Хотя эти жития менее индивидуальны, чем работы женщин-мистиков, их наличие говорит о том, что монахини-домниканки читали и впитывали творения своих сестер40. Авторы этих текстов демонст рируют твердую

В религиозной литературе, написанной мужчинами

В религиозной литературе, написанной мужчинамиОсобенно монахами, женщины были лишены всего человеческого и душевной глубины. Они были не более и не менее, как проекцией мужского — преступного — вожделения. Самым очевидным тому подтверждением было частое изображение в сцене грехопадения Адама и Евы змея с привлекательной женской головой. Художник, знакомый с классической традицией о полуженщинах-полуптипах сиренах, колдуньях, заманивавших своей песней моряков

В обществе дьявола

В обществе дьяволаТопос, на котором я не буду подробно останавливаться, в общих чертах выглядит так: дьявол, переодевается юной девушкой и — это является существенной частью жития святого — внезапно является, чтобы испытать добродетель святого. Упомяну только один пример: тщательно выписанную фреску в Фиваиде на Пизанском Монументальном кладбище, приписываемую Буффальмако и датируемую 1343 г. ( 8). Доминиканец Джакопо Пассаванти сообщает такую историю11.

Но по Божию благословению женщинам в воздаяние разрешили проявлять власть в определенных областях

Но по Божию благословению женщинам в воздаяние разрешили проявлять власть в определенных областяхНа третьей миниатюре Псалтири Христины мы видим ее перед Христом, их руки соприкасаются. Позади нее стоят монахи, которым она помогла обрести Бога.

Женщины не существуют в виде неких монад. То, что действительно существует — это системы представлений, изменяющиеся от одного общества к другому. Каждый элемент в такой системе связан со всеми другими. Все системы представлений, бывшие в ходу на христианском Западе в XI и XII вв.,

Злоключения принцессы

Злоключения принцессыМария де Монпелье, еще одна женщина, жизнь которой была изучена Клоди Амадо, была дочерью Гийома VIII, сеньера Монпелье43. Гийом женился на Евдоксии, дочери византийского императора, но развелся с нею, когда их дочери Марии было шесть лет. Гийом вновь женился на Агнессе Кастильской, которая родила ему восемь детей, включая весьма желанных сыновей, за очень короткое время. Гийом был намерен передать земли одному из сыновей, а не Марии, перед которой

Она «успокаивает разногласия и раздоры между дворянами мягкими и продуманными словами»

Она «успокаивает разногласия и раздоры между дворянами мягкими и продуманными словами»Согласно одному анонимному переводу XV в. Покорная, умеющая соблюдать порядок, она вошла в круг знаменитых женщин в Городе дам. Это вовсе не ирония, когда Кристин, пытаясь привлечь Филиппа де Мезьера, восхваляет Гризельду и считает ее исключительной женщиной. Roman de Silence (Роман о Молчании), написанный Эльдри в XID в., — это история о наследовании в королевстве, где король отменил наследование по женской линии во избежание неразберихи, возникающей из-за женщин. Рождение у Евфамии и Кадора

В монастыре монахиня сама могла быть заказчицей работ

В монастыре монахиня сама могла быть заказчицей работВ качестве таковой она имела право быть изображенной как главное действующее лицо, в отличие от мужней жены, которой должно было играть вторую роль при му -

Же-заказчике. В Евангелиарии начала XI в. Hitda abbatissa была изображена в той же пропорции, что и святая основательница ее монастыря св. Вальпурга, которой Хитда подносит рукопись, соотношение почти полностью опустошает посвящение этого сюжета ( 50). Это же справедливо для другой миниатюры того

Пища духовная

Пища духовнаяХадевийка говорила о «внутреннем вкушении пищи, услаждении, зрении». В своем мастерском исследовании Каролина Уолкер Байнем показывает, что один из самых частых мотивов в женском общении — приготовление пищи, и тесная связь женщин и пиши — не только сравнение или метафора, но и важный элемент женской духовности134.

Пост и его противоположность, величайшая алчба и жажда Евхаристии, делали возможным упразднение себя в соединении с телом Христовым. Ранние века оставили после

То, о чем женщины говорили между собой о своих отношениях с мужчинами, часто звучало как разоблачение

То, о чем женщины говорили между собой о своих отношениях с мужчинами, часто звучало как разоблачениеФаблио изобилуют сексуальными понятиями. Языковые табу зачастую тесно переплетаются с сексуальными табу91. Случайно обронить запретное слово, посмеяться над ним, скаламбурить — вот то, что объединяло и женщин в замкнутую группу. Порой непристойный разговор принимал формы обряда инициации.

В Ecureuil [Белка) молодая женщина в разговоре с матерью, смеясь, восклицает, что хотела бы быть мужчиной, чтобы «называть то, у чего нет имени. то, о чем нельзя упоминать ни в публичной,

Внутреннее устроение дома

Внутреннее устроение домаДаже те женщины, которые должны были зарабатывать себе на жизнь или помогать семейному бюджету, работая дома, большую часть своего времени проводили в заботах о семье, к которой принадлежали по рождению, выйдя замуж, или в которой служили. Это были главным образом работы в доме или в непосредственной близости от него. Конечно, по-разному жили люди в домах разного размера и типа, разных периодов истории,

Женщины использовали свои языковые возможности по-разному

Женщины использовали свои языковые возможности по-разномуОни делали свою речь богатой, изысканной, страстной; они говорили, они писали. Мужчины писали о том, что говорили женщины, а женщины писали, отвоевывая право говорить. Впрочем, трудно судить о том, какова была ситуация на самом деле этому всей тяжестью препятствует литературный код. Говорили ли trobairitz (женщины-трубадуры) от своего лица открыто? В чем они выражали свою индивидуальность? В пометах

Язык тепа

Язык тепаЯвления, относящиеся к телу, привычны в литературе: похищения, чудесные перемещения, мгновенные исцеления от ужасных болезней, избавление от близкой смерти. Екатерина Сиенская сообщала: «Scissoque corde, ut dixi, anima mea fuit ab hac came soluta» («И когда разверзлось, как я сказала, мое сердце, моя душа освободилась от плоти сей»)120. Женщины всматривались в самих себя с новой силой, и поэтому вряд ли удивительно,