Постановления против жен священников шли намного дальше

Постановления против жен священников шли намного дальшеФранкские соборы пытались препятствовать священнослужителям продолжать сексуальные отношения с женами под угрозой извержения из сана150. Священнослужителей обвиняли в том, что несоблюдение целомудрия с их стороны было или формой кровосмешения, или формой ереси; в любом случае наказание состояло в запрещение в служении. Клирики, начиная с иподиакона, были призваны преобразовать свои супружеские отношения так, чтобы жить с супругами как брат с сестрой. Они не должны были спать в одной

В Долгом пути познания важную роль играют Сивиллы

В Долгом пути познания важную роль играют СивиллыСвои вопрошания, особенно о «тайне Бога», Кристина обращает к Сивилле Кумской, «любительнице мудрости». Узнав от прорицательницы и из аллегорий Природы, Правосудия и Справедливости в Городе дам свои способности, она готова играть роль вестницы истины для других женщин.

«ha поле словесности»

Кристина, несомненно, считала Lamentations de Matheolus (Сетования Матеола) унылым чтением: «О Боже! Почему ты не создал меня мужчиной, чтобы всеми своими талантами

Каждый клирик, пребывая в узах целомудрия, мог очень легко стать жертвой красоты

Каждый клирик, пребывая в узах целомудрия, мог очень легко стать жертвой красотыОни напоминали себе, что красота — лишь тонкая оболочка, что это — оболочка «мешка с нечистотами», но они не могли смирить вожделения, и оно бушевало в них. Хуго повезло: его, молодого картезианца, палило желание, но однажды ночью с небес сошел святой и оскопил его. И с того момента наступило спокойствие. Отцы-пустынники предупреждали, что Диавол любит являться в образе красивой женщины. Гильберт Семпрингхэмский,

Власть мумей

Власть мумейЦерковная доктрина о «браке по согласию» мало влияла на социальную реальность; не породила она и серьезных усилий для того, чтобы частников брака сделать равными партнерами: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви» (Еф. 5 : 22-23). Это предписание Нового Завета ничуть не утратило своей ценности в Средние века. В глазах Церкви, как и мирян, требованием к хорошему браку было, чтобы муж управлял», а жена подчинялась — безоговорочно.

Портреты, которые она писала или копировала, представлены во многих рукописях

Портреты, которые она писала или копировала, представлены во многих рукописяхТрактат De clans mulieribus Боккаччо, написанный между 1360 и 1362 гг. и содержащий 104 биографии знаменитых женщин, начиная с Евы, предоставил художнику обширное поле для изображения самых разных женских качеств41. Эта книга, немедленно переведенная на несколько языков, дошла до нас во многих богато иллюминированных рукописях. Несмотря на женоненавистничество, которым она исполнена (некоторые женщины превозносятся как исключение, которое подтверждает правило), читатели, по крайней мере,

Действительно, многое, особенно в постановлениях гильдий

Действительно, многое, особенно в постановлениях гильдийУказывает на рост враждебности к женщинам и подавление независимых женских мастерских ближе к концу Средних веков. Эту тенденцию можно проследить в конфликтах, которые начались уже с начала XV в. на разных уровнях: между наемными работниками и женщина - ми-ученицами, между обученными ремесленниками и необученными поденщицами и служанками, и, наконец, между мастерами ремесленных гильдий и женщинами-конкурентками, работающими вне гильдий.

Слезы были особенно действенны

Слезы были особенно действенныМаргарита Кемпе слезами истязала дьявола и вынудила его отпустить многие души. Ее странствие в Святую Землю сопровождалось обильными слезами. Ее рыдания, па дения на землю и размахивания «руками и вопли, будто ее сердце разрывается» делали реальными Страсти Христовы. Она открыла для себя рыдания в Иерусалиме, где они и стали составляющей ее духовной жизни. Духовно возвышаясь crescendo, она вначале рыдала раз в месяц, затем раз в неделю, затем ежедневно, и, наконец, до четырнадцати раз на дню,

Дело Лотаря было достаточно известно для того, чтобы вызвать интерес повсюду в Западной Европе

Дело Лотаря было достаточно известно для того, чтобы вызвать интерес повсюду в Западной ЕвропеНикакая причина: ни прелюбодеяние, ни бесплодие, ни даже уход в монастырь одного из супругов, — не была достаточна для церковного развода. По смерти Лотаря II положение дел во Франкской империи существенно изменилось. Церковь продолжала издавать законы о нерасторжимости брака, но миряне обращали на них мало внимания. Уходы из семьи и похищения постоянно встречались даже в самых верхах общества. Произносились запреты эндогамных браков, что доказывают попытки соборов конца IX в. расторгнуть

Не все соглашаются с этим оптимистическим представлением

Не все соглашаются с этим оптимистическим представлениемНаиболее широко принятая оценка, основанная на работах Жоржа Дюби, Жака Ае Гоффа и Дэвида Херлихи (Herlihy), — полная ему противоположность. Женщины потеряли опору не только в теологических представлениях о них, но и в своей фактической социальной роли. Их было слишком много для небольшого числа мужчин, следовательно, их ценность уменьшилась. Очевидно, что различие мнений радикально.

Главная причина такого различия — недостаток источников, освещающих историю женщин

Женщины и словесность

Женщины и словесность«Нельзя учить женщину ни азбуке, ни письму»®. Для женщины было немалым подвигом овладеть средствами самовыражения. Прежде чем мечтать о том, чтобы писать самой, нужно было сначала получить доступ к книгам других. Хотя не все философы были столь категоричны, как Филипп Новарский, учить женщин читать и писать все же считалось опасным. Женской образованности долго преграждал путь страх мужчин как перед дерзостью женщин, так и перед собственной немощью

При дворе, однако, обычай воздвиг преграду, которая держала мужчин и женщин порознь

При дворе, однако, обычай воздвиг преграду, которая держала мужчин и женщин порозньКонечно, эта преграда была не так высока, как в некоторых других цивилизациях, в особенности, в исламе. Сирийский эмир Усама ибн Мункыз свидетельствовал с изумлением, что <франки»-крестоносцы возмутительным образом выставляли напоказ своих подруг, общались с ними в общественных местах, и даже посещали с ними бани2. Тем не менее, эта стена была достаточно высока, чтобы препятствовать общению между мужским и женским миром и чтобы вызвать непонимание и недоверие с обеих сторон.

Своего расцвета женская международная торговля в Европе достигла в XIV и XV вв

Своего расцвета женская международная торговля в Европе достигла в XIV и XV ввКогда документы показывают увеличение числа купчих во многих областях Европы помимо Италии. В 1353 г. завещание Мехтильды из Бремена говорит о таком деловом соглашении. Женщина из Кельна по имени Друитген Коллер упомянута как заключившая сделку с производителем ткани, подрядившись продать таковую в его интересах в Южной Германии. Четыре другае женщины в Кёльне были вовлечены в деловые соглашения, обычно с единоличным