У женщин из низших классов, по-видимому, было больше свободы выйти за мужчину по своему выбору

У женщин из низших классов, по-видимому, было больше свободы выйти за мужчину по своему выборуЦеломудрие женщин низшего сословия, равно как и знатных женщин, защищалось от насилия со стороны посторонних, но не от притязаний со стороны собственных господ. Менее всего ценились жизнь и достоинство обычной рабы-служан - ки (ancilla), затем шли полусвободная (litа) и вольноотпущенница (liberta). Выше всех, согласно Бургундской правде, стояли рабы Церкви и Короны49. Далее различались обученные и необученные служанки. По Pactus legis Salicae, за тех, кто был прислугой или мастерицами в гинекее, платили более высокий Weregeld, чем за обычных рабынь50. По Рипуарской правде дети знатной женщины от брака с мужчиной низшего сословия теряли ее статус51. В низших сословиях с социальным статусом, очевидно, не считались. С конца VI в., несмотря на законы, свободные женщины выходили замуж за рабов52. Фактически господа последних поощряли подобные браки. Из данных Formulae мы видим, что господа, исходя, вне всякого сомнения, из желания иметь достаточное количество рабочей силы, признавали свободный статус жены и гарантировали детям статус свободных людей.

После того, как Реккаред в 587 г. обратился из арианства в католичество, он начал преследовать евреев в своем королевстве. Он одобрил постановление III Толедского собора, согласно которому дети от смешанных браков между евреями и христианами подлежали крещению53. Не соглашаясь с Исидором Севильским, который во всем прочем был противником евреев, преемник Реккареда потребовал, чтобы гвреи, не желающие креститься, покинули его страну. К еврейским м жчинам, женщинам и детям относились одинаково, и тысячи их вы - али в Северную Африку или Меровингскую Галлию54. Дальше было тлже. Перед мусульманским нашествием 711 г. дети бывших евреев се - ей не только передавались государством в христианские семьи, но обязаны были вступать в брак с практикующими католиками. Неудивительно, что сами эти дети и их родители восприняли вторгшихся

Продолжалась недолго, и после смерти Людовика Благо - в 840 г. империя постепенно распалась.

Брак в период Меровингов оставался свободными от влияния христианства Впрочем, при ранних Каролингах очень слабое положение новой династии привело к тому, что вопрос о нерасторжимости браков стал важнейшим. Пипин Младший рассматривал св. Бонифация как ценного союзника. Согласно наблюдениям св. Бонифация, континентальные брачные обычаи были крайне беспорядочны. Он обращался за советом к Римским папам, в ответах которых содержался запрет на кровосмешение и воспрепятствование заключению брака. Распоряжения Пипина в его капитуляриях были вдохновлены этими очень строгими предписаниями56, которые расширили родство по крови до седьмой степени, а к родству отнесли свойство и духовные отношения: крестного отца и крестную мать, невестку, шурина, тестя и тещу, и так далее. Одним словом, Пипин препятствовал созданию аристократическими семьями широких связей. Св. Бонифаций распространял эти понятия на внебрачные связи, которые при Карле Великом карались не только пожизненным покаянием, но и конфискацией имущества.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите символы, показанные на изображении: *