В поэме XII в. Speculum virginum (Зериало дев)

В поэме XII в. Speculum virginum (Зериало дев)Эта притча анализируется в мельчайших подробностях; рисуются картины, наполненные библейскими и житейскими примерами, в которых три состояния расположены в порядке восхождения к совершенству4. На миниатюре, иллюстрирующей поэму в рукописи XII в. ( 2), три состояния представлены в маленьких медальонах, образованных закругляющимися ветвями родословного древа, чьи корни уходят к Адаму и Еве, первому примеру ordo coniugatorum. Следуюшие три супружеские четы в нижней части дерева — это Ной, Авраам и Исаак с женами, имена которых не надписаны, и Захария с Елизаветой; средняя часть занята вдовами, верхняя — девами. На вершине древа — изображение Христа. Восхождение к совершенству, предполагаемое древом, ведет, по словам св. Иеронима, «к освобождению нас от ветхого человека в себе и рождению нового, затем мы переродимся во Христе девственном»5.

То, что Западная Церковь хотела, чтобы ее клир сохранял безбрачие, преобразовалось в негативное отношение к браку, подкрепляемое словами св. Павла (1 Кор. 7:6-9). Св. Августину даже пришлось убеждать верующих в том, что брак не приводит неизбежно к проклятию6. Однако было трудно найти достаточно убедительный пример для подражания, чтобы принять худшую альтернативу. Родители Марии, Иоаким и Анна, вышли из обычного детородного возраста, как и родители Иоанна Крестителя, Елизавета и Захария; ни одна из этих пар не могла быть образцом союза, предполагающего брачную связь. Их союз был визуально «перемещен» в сцены, представляющие символический союз: встреча у Золотых Ворот, Мария, приветствующая Елизавету в доме ее. Эти семьи не развивались в естественном ритме человеческой жизни, результатом чего было экстраординарное, не зависящее от человека событие в конце жизни.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите символы, показанные на изображении: *